Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ В помощь родителям \ Советы логопеда \ Как формируются речевые умения у детей

Как формируются речевые умения у детей

-речи домаВладение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Речевые умения и навыки требуют специального внимания со стороны родителей и педагогов. Разные виды речевых умений формируются по-разному: одними можно овладеть на основе подражания, другими только в ходе специального обучения.

Быстрее и активнее развиваются дети, с которыми много говорят. Не зря будущим мамам рекомендуют начинать разговаривать с ребёнком ещё до его рождения. Если в первые месяцы жизни ребёнок будет слышать ласковую, тёплую колыбельную, добрую, спокойную беседу, то он вступит в жизнь с огромным преимуществом перед другими детьми, лишёнными подобной заботы. Итак, первое условие – хорошая речевая среда.

Следующий фактор – это положительные эмоции, которые всегда сопровождают первые попытки говорения. Так называемое «гуление»  появляется обычно в присутствии близких людей и только тогда, когда ребёнок находится в хорошем расположении духа. Положительные эмоции стимулируют общую речевую активность, а отрицательные – притупляют и гасят её. Чем чаще ребёнок будет испытывать положительные эмоции, тем  выше будет его стремление говорить, общаться, делиться  переполняющими его чувствами и переживаниями. Таким образом, вы задействуете и третий фактор речевого развития – потребность в самовыражении. Ни в коем случае не пресекайте попыток ребёнка поделиться впечатлениями. Выслушайте, попробуйте корректировать его речь, следите за логичностью и последовательностью детского рассказа, задавайте вопросы. Помогайте сформулировать мысль, исправляйте ошибки в произношении, подсказывайте слова – и вы увидите, как быстро и легко ребёнок включит всё это в свой речевой багаж. Так естественно и эффективно неравнодушные родители развивают речевые умения. Только не переусердствуйте с «ценными указаниями».

Стремление к самовыражению тесно связано со стремлением к содержательному, полноценному общению. Именно желание  взаимопонимания с взрослыми заставляет маленького ребёнка учиться пользоваться речью, поскольку он на практике убеждается, что словами объясняться гораздо удобнее и легче, чем плачем, жестами и звуками. Не спешите показывать вашему малышу, что вы понимаете его без слов, побуждайте его к словесному озвучиванию желаний.

Ребёнок обладает ещё одной сильной потребностью – познавать окружающий мир, и это познание связано с обозначением, называнием предметов и явлений действительности. Называйте предметы правильно, а не упрощённо, в детском варианте. Формируйте способность к обобщению – важнейшей мыслительной операции, без которой невозможно никакое обучение.

Следующим фактором, стимулирующим развитие речи, является речевая активность. Поощряйте стремление детей к общению, используя эти ситуации для совершенствования их речи. При этом обратим внимание на тренировку физиологических механизмов речи. Особенно это важно на ранних возрастных этапах. Слушая речь взрослых, старательно произнося отдельные слоги в период детского лепета, ребёнок приводит в движение и тренирует те физиологические механизмы, которые являются основой говорения и слушания. Для полноценного создания и восприятия речи требуются сложные механизмы, связывающие работу речевого аппарата со слуховым, с памятью и мышлением. Родителям важно знать, что своевременное формирование физиологических механизмов речи – это не только непременное условие овладения всеми её видами, но и показатель состояния здоровья ребёнка.  Следует внимательно отслеживать все стадии  речевого развития вашего малыша и своевременно обращаться за помощью к логопеду. Не стоит также долго умиляться дефектам детской речи: неправильно произносимым звукам, подменам одного звука другим. Если они не исчезнут к пяти годам, это тоже повод обратиться к логопеду.

Учитель-логопед 1 квалификационной категории Костенко Л.К.